Мы продолжаем Вам рассказывать о прекрасных и необыкновенных зеленых уголках Ленинградской области. Сегодня речь пойдет о саде Ирины Пыжиковой. Ирина родом из Литвы, где она, когда научилась ходить, сразу стала ухаживать за семейной усадьбой. Папа Ирины — Семен Алексеевич Эйхер-Лорка — любитель-селекционер, создал прекрасный коллекционный сад — в котором были Древовидные Пионы, Бородатые Ирисы, Лилии и Гладио-лусы. «Всего этого в моем саду Вы не найдете» — говорит хозяйка участка — сорта растений, выведенных папой Ирины, сохранены в Литве Фондом при Министерстве сельского хозяйства, как национальное достижение.
Сад — в прошлом году он был 40-летним юбиляром! В год основания было высажено три старейших на участке растения — туи и можжевельник (фото 1, 2), которые дожили до наших дней и прекрасно себя чувствуют .
Растения – деревья, кустарники, злаки и травы подбирались для сада во-первых, как у потомственного любителя растений, из условий подбора по освещенности, снеготаянию, по сходу талых вод, а во-вторых, из принципов психотерапии цветом, формой, звуком (фото 3)— для каждого они индивидуальны и определяются медицинскими показаниями людей, которые пользу-ются данным садом. У хозяйки сада всегда немного повышенное давление, поэтому нет буйства ярких красок в саду, вся палитра сдержанная. Если есть цветовые акценты, то они находятся внутри зеленых кабинетов, за кулисами. Для своего мужа, у которого было пониженное давление, Ирина выкрасила одну из стен внутри дома в красный цвет. По счастливой случайности в жизни Ирины хобби и профессия слились — она занимается ландшафтной архитектурой и дизайном.
Есть цветы в саду Ирины, которые являются однолетними и размножаются самосевом, появляясь периодически в разных уголках сада — это Синеголовник и Мак.
Хозяйка разрешает им дополнять созданные ей композиции. Есть и растения, которые выращены из семечки специально — двухметровая Сосна Горная была посажена именно таким образом! А вот формирование сосны было продиктовано походом в гости в загородную усадьбу к коллеге-растениеводу. Увидев там похожую на осьминога Сосну с сорняками в центре, Ирина пришла в свой сад, разозлившись на то, что с ее сосной будет то же самое и обрезала все ветки кроме трех, а те направила расти вверх (фото 4).
При входе хозяйка угощает одним из старейших сортов смородины — и вот загадка: красной или черной? (фото 5) Несмотря на то, что у нее крупные ягоды и они почти черные — это именно красная смородина! На входе в сад Ирины мы можем также увидеть, каких реальных размеров Ель Нидиформис достигает в зрелом возрасте. Сейчас она диаметром 2,6 метров и 1,5 метра в высоту при возрасте 35 лет, есть экземпляры в парках в 100-летнем возрасте, достигшие высоты 7 метров! А во многих книгах по озеленению рекомендуют посадить на вершину альпийской горки три таких «карликовых» Ели. Тут можно сказать, что одна ель занимает по площади пространство всего цветника.
В саду есть целый уголок, оформленный в память о том, что было модно в 90-е годы (фото 6). Одним из ярких скульптурных элементов этого зеленого «кабинета» является настоящий самовар (фото 7) с микроводоемом. Другая зона сада была организована и посвящена разведению Мискантуса Китайского. Он любит влажный воздух, поэтому в центре данной зоны специально был создан небольшой пруд (фото 8), но, так как эта культура не нашей полосы и зоны морозостойкости, сейчас их там нет. Часть растений плохо себя чувствовало в связи с тем, что им не хватало суммарного количества теплых солнечных дней в году. Другая часть не пережила малоснежных зим с большими отрицательными температурами. Укрывать данный вид на зиму не имело смысла, так как Мискантусы выращивают ради того, чтобы сад был декоративен в позднеосенний и зимний периоды года. «Растения нельзя сажать просто так — они живые!», — резюмировала хозяйка сада.
Теперь в пруду, появившимся ради совсем других целей, расцветают Нимфеи (фото 9). Его глубина предусмотрена в рост человека. Это сделано для того, чтобы водные растения могли зимовать прямо в нем. Рядом в горшке расположился Аир Болотный — его так же в горшке на зиму пересаживают в теплую грядку, чтобы исключить вымерзание. Перед глубоководной частью водоема сделана неглубокая полочка для удобства обслуживания. Нимфеи Марлиака расцвели в этом году позднее. В первую неделю цветения на них образовалось сразу 25 цветков — потрясающее зрелище! Такой же вид расцветает ежегодно в ботаническом саду Петра Великого.
Вокруг пруда выложены исторические кирпичи (фото 10). Ранее на территории вокруг Павловска было много небольших заводов, которые производили глиняные изделия, но в войну их почти все уничтожили. Люди, которым необходимо было строить дымоходы и печи приходили на территории вокруг Павловска и собирали уцелевшие кирпичи. Часть таких кирпичиков попало и в руки Ирины, которая их умело использовала в ландшафте, затем стали их привозить из разнообразных поездок по Ленинградской области, дарили их и гости — в том числе из Швеции и Финляндии. Уникальных кирпичей стало так много, что ими выложили частично отмостку у дома, причем там нет ни одного повторяющегося экземпляра (фото 11).
Вдоль зоны с прудом высажен квартет из декоративных яблонь (фото 12) — две культурных (сорта Роялти и Лизет) и две дикорастущих (Вишнеплодная и Ягодная), что с точки зрения агротехники весьма рискованный эксперимент. Дело в том, что высаживая «дикарей» рядом с культурными сортами, их надо высаживать на карликовых подвоях, чтобы те не вытеснили более капризных выведенных в неволе соседей. Умелая стрижка смогла поддерживать равновесие видов.
Пройдя мимо шпалеры из яблонь мы оказываемся перед аркой, сформированной из зелени (фото 13), за которой видно необычную скульптуру — стеклянную. Это большой сосуд-бутыль, наполняющийся дождевой водой (фото 14). Можно подумать, что он символизирует Алхимию, но для Ирины — это символ окончания направления, точки на нем. Точку притяжения взгляда создать однозначно получилось! Справа и слева от сосуда мы видим травы — Щучки и Вейники, которые необыкновенно смотрятся в массе в групповой посадке.
В еще одной части сада выращивается большая группа из гортензий. Эти могучие великаны — 3-4 метра ростом поразили нас. «Это они малыши, — сказала Ирина, — они, как Клены вырастают до 10 метров!». Гортензии так же выращиваются для зимнего декора сада. В соцветиях они простоят всю зиму, возможно, некоторые соцветия могут пожухнуть, но ведь оттенки коричневого — это тоже краски сада (фото 15). Раньше Ирина не обрезала соцветия многолетних цветов, потому что это портило зимний вид композиций и отнимало много времени осенью. А теперь это повсеместно в Европейском ландшафтном дизайне вошло в моду.
Подойдя к необычному пестролистному растению — Маннику Большому, — мы можем увидеть вокруг него загородку, вкопанную в землю. Большинство растений нельзя отпускать – иначе они могут заполонить весь сад и разрушить гармонию композиций.
Пройдя дальше мы можем увидеть, как поспевает мини Киви (фото 16) — это Актинидия Коломикта. В природе всё иначе, чем у людей — у этого двудомного растения мужские побеги с яркими зелено-бело-розовыми листьями, а женские с одноцветными- светло-зелёными. При наличии разнополых растений рядом они переопыляются и ближе к осени созревают плоды дальней родственницы Киви. На этой же шпалере развесились прекрасные грозди наливающегося винограда (фото 17) сорта — клона Изабеллы, который выведен еще в царские времена.
За виноградно-актинидиевыми переплетениями прячется еще одна комната сада — здесь доращиваются до формы арок Туи Западные сорта Брабант, названные так в честь одного из королевств Франции. Внутри арок высажен Вейник. Два ряда из шаровидных сортов туй фланкируют дорожку к дому (фото 18). Эта часть сада в особенности защищена домом от ветров с северной стороны. «Сегодня я раскрыла окна!», — с гордостью сказала Ирина (фото 19). И в правду, весь фасад здания был затянут виноградом, и только четыре окошка виднелись посреди этой зеленой массы. Внизу под окнами лежали еще не собранные выстриженные ветви винограда — такова цена нахождения окон!
В саду очень много насекомых - так как трубки от злаков и трав для них являются местом, куда они откладывают личинки, которые в них зимуют. Без вредителей сад не живет. Если у Вас в саду нет тли — значит, сад мертвый! Поэтому и птиц в саду так же много. Во время нашего приезда воробьи собрались на спевку. Однажды, Ирина полола цветник и наткнулась на муравейник — из него рассыпались яйца. Зарянка тут же подлетела к ним и все до единого склевала. А Тую Западную ростом выше дома Ирина называет многоярусной квартирой для птиц.
«Отдельно дом и отдельно сад не существуют. Я снесла в доме перегородку, чтобы смотреть на тую», — говорит Ирина. Еще хозяйка усадьбы утверждает: «Сад не имеет конца, он всегда в развитии». (фото 20) Вот, посадили Вы цветник и в центре него небольшое деревце, которое при посадке очень гармонично выглядит по пропорциям с окружением и даже есть запас пространства для роста на ближайшие несколько лет. Но вот, через несколько десятилетий дерево выросло взрослым, корни его разбежались во все стороны, крона стала давать много тени и цветник постепенно отмер. Не только естественное развитие растений изменяет композиции. Меняется наше личное отношение к природе и стилистике. «Поэтому мой сад — это как архитектурно-художественная игра» (фото 21).
Иногда нужно позволять себе роскошь — выбираться в такие волшебные места, после которых остается долгое приятное послевкусие.
Автор статьи : Александр Галашин, архитектор и ландшафтный дизайнер, tg:galashin_ arhitektor
Фото : Ирина Пыжикова, Ирина Агафонова, Татьяна Гурьева, Дмитрий Иванов
Сад — в прошлом году он был 40-летним юбиляром! В год основания было высажено три старейших на участке растения — туи и можжевельник (фото 1, 2), которые дожили до наших дней и прекрасно себя чувствуют .
Растения – деревья, кустарники, злаки и травы подбирались для сада во-первых, как у потомственного любителя растений, из условий подбора по освещенности, снеготаянию, по сходу талых вод, а во-вторых, из принципов психотерапии цветом, формой, звуком (фото 3)— для каждого они индивидуальны и определяются медицинскими показаниями людей, которые пользу-ются данным садом. У хозяйки сада всегда немного повышенное давление, поэтому нет буйства ярких красок в саду, вся палитра сдержанная. Если есть цветовые акценты, то они находятся внутри зеленых кабинетов, за кулисами. Для своего мужа, у которого было пониженное давление, Ирина выкрасила одну из стен внутри дома в красный цвет. По счастливой случайности в жизни Ирины хобби и профессия слились — она занимается ландшафтной архитектурой и дизайном.
Есть цветы в саду Ирины, которые являются однолетними и размножаются самосевом, появляясь периодически в разных уголках сада — это Синеголовник и Мак.
Хозяйка разрешает им дополнять созданные ей композиции. Есть и растения, которые выращены из семечки специально — двухметровая Сосна Горная была посажена именно таким образом! А вот формирование сосны было продиктовано походом в гости в загородную усадьбу к коллеге-растениеводу. Увидев там похожую на осьминога Сосну с сорняками в центре, Ирина пришла в свой сад, разозлившись на то, что с ее сосной будет то же самое и обрезала все ветки кроме трех, а те направила расти вверх (фото 4).
При входе хозяйка угощает одним из старейших сортов смородины — и вот загадка: красной или черной? (фото 5) Несмотря на то, что у нее крупные ягоды и они почти черные — это именно красная смородина! На входе в сад Ирины мы можем также увидеть, каких реальных размеров Ель Нидиформис достигает в зрелом возрасте. Сейчас она диаметром 2,6 метров и 1,5 метра в высоту при возрасте 35 лет, есть экземпляры в парках в 100-летнем возрасте, достигшие высоты 7 метров! А во многих книгах по озеленению рекомендуют посадить на вершину альпийской горки три таких «карликовых» Ели. Тут можно сказать, что одна ель занимает по площади пространство всего цветника.
В саду есть целый уголок, оформленный в память о том, что было модно в 90-е годы (фото 6). Одним из ярких скульптурных элементов этого зеленого «кабинета» является настоящий самовар (фото 7) с микроводоемом. Другая зона сада была организована и посвящена разведению Мискантуса Китайского. Он любит влажный воздух, поэтому в центре данной зоны специально был создан небольшой пруд (фото 8), но, так как эта культура не нашей полосы и зоны морозостойкости, сейчас их там нет. Часть растений плохо себя чувствовало в связи с тем, что им не хватало суммарного количества теплых солнечных дней в году. Другая часть не пережила малоснежных зим с большими отрицательными температурами. Укрывать данный вид на зиму не имело смысла, так как Мискантусы выращивают ради того, чтобы сад был декоративен в позднеосенний и зимний периоды года. «Растения нельзя сажать просто так — они живые!», — резюмировала хозяйка сада.
Теперь в пруду, появившимся ради совсем других целей, расцветают Нимфеи (фото 9). Его глубина предусмотрена в рост человека. Это сделано для того, чтобы водные растения могли зимовать прямо в нем. Рядом в горшке расположился Аир Болотный — его так же в горшке на зиму пересаживают в теплую грядку, чтобы исключить вымерзание. Перед глубоководной частью водоема сделана неглубокая полочка для удобства обслуживания. Нимфеи Марлиака расцвели в этом году позднее. В первую неделю цветения на них образовалось сразу 25 цветков — потрясающее зрелище! Такой же вид расцветает ежегодно в ботаническом саду Петра Великого.
Вокруг пруда выложены исторические кирпичи (фото 10). Ранее на территории вокруг Павловска было много небольших заводов, которые производили глиняные изделия, но в войну их почти все уничтожили. Люди, которым необходимо было строить дымоходы и печи приходили на территории вокруг Павловска и собирали уцелевшие кирпичи. Часть таких кирпичиков попало и в руки Ирины, которая их умело использовала в ландшафте, затем стали их привозить из разнообразных поездок по Ленинградской области, дарили их и гости — в том числе из Швеции и Финляндии. Уникальных кирпичей стало так много, что ими выложили частично отмостку у дома, причем там нет ни одного повторяющегося экземпляра (фото 11).
Вдоль зоны с прудом высажен квартет из декоративных яблонь (фото 12) — две культурных (сорта Роялти и Лизет) и две дикорастущих (Вишнеплодная и Ягодная), что с точки зрения агротехники весьма рискованный эксперимент. Дело в том, что высаживая «дикарей» рядом с культурными сортами, их надо высаживать на карликовых подвоях, чтобы те не вытеснили более капризных выведенных в неволе соседей. Умелая стрижка смогла поддерживать равновесие видов.
Пройдя мимо шпалеры из яблонь мы оказываемся перед аркой, сформированной из зелени (фото 13), за которой видно необычную скульптуру — стеклянную. Это большой сосуд-бутыль, наполняющийся дождевой водой (фото 14). Можно подумать, что он символизирует Алхимию, но для Ирины — это символ окончания направления, точки на нем. Точку притяжения взгляда создать однозначно получилось! Справа и слева от сосуда мы видим травы — Щучки и Вейники, которые необыкновенно смотрятся в массе в групповой посадке.
В еще одной части сада выращивается большая группа из гортензий. Эти могучие великаны — 3-4 метра ростом поразили нас. «Это они малыши, — сказала Ирина, — они, как Клены вырастают до 10 метров!». Гортензии так же выращиваются для зимнего декора сада. В соцветиях они простоят всю зиму, возможно, некоторые соцветия могут пожухнуть, но ведь оттенки коричневого — это тоже краски сада (фото 15). Раньше Ирина не обрезала соцветия многолетних цветов, потому что это портило зимний вид композиций и отнимало много времени осенью. А теперь это повсеместно в Европейском ландшафтном дизайне вошло в моду.
Подойдя к необычному пестролистному растению — Маннику Большому, — мы можем увидеть вокруг него загородку, вкопанную в землю. Большинство растений нельзя отпускать – иначе они могут заполонить весь сад и разрушить гармонию композиций.
Пройдя дальше мы можем увидеть, как поспевает мини Киви (фото 16) — это Актинидия Коломикта. В природе всё иначе, чем у людей — у этого двудомного растения мужские побеги с яркими зелено-бело-розовыми листьями, а женские с одноцветными- светло-зелёными. При наличии разнополых растений рядом они переопыляются и ближе к осени созревают плоды дальней родственницы Киви. На этой же шпалере развесились прекрасные грозди наливающегося винограда (фото 17) сорта — клона Изабеллы, который выведен еще в царские времена.
За виноградно-актинидиевыми переплетениями прячется еще одна комната сада — здесь доращиваются до формы арок Туи Западные сорта Брабант, названные так в честь одного из королевств Франции. Внутри арок высажен Вейник. Два ряда из шаровидных сортов туй фланкируют дорожку к дому (фото 18). Эта часть сада в особенности защищена домом от ветров с северной стороны. «Сегодня я раскрыла окна!», — с гордостью сказала Ирина (фото 19). И в правду, весь фасад здания был затянут виноградом, и только четыре окошка виднелись посреди этой зеленой массы. Внизу под окнами лежали еще не собранные выстриженные ветви винограда — такова цена нахождения окон!
В саду очень много насекомых - так как трубки от злаков и трав для них являются местом, куда они откладывают личинки, которые в них зимуют. Без вредителей сад не живет. Если у Вас в саду нет тли — значит, сад мертвый! Поэтому и птиц в саду так же много. Во время нашего приезда воробьи собрались на спевку. Однажды, Ирина полола цветник и наткнулась на муравейник — из него рассыпались яйца. Зарянка тут же подлетела к ним и все до единого склевала. А Тую Западную ростом выше дома Ирина называет многоярусной квартирой для птиц.
«Отдельно дом и отдельно сад не существуют. Я снесла в доме перегородку, чтобы смотреть на тую», — говорит Ирина. Еще хозяйка усадьбы утверждает: «Сад не имеет конца, он всегда в развитии». (фото 20) Вот, посадили Вы цветник и в центре него небольшое деревце, которое при посадке очень гармонично выглядит по пропорциям с окружением и даже есть запас пространства для роста на ближайшие несколько лет. Но вот, через несколько десятилетий дерево выросло взрослым, корни его разбежались во все стороны, крона стала давать много тени и цветник постепенно отмер. Не только естественное развитие растений изменяет композиции. Меняется наше личное отношение к природе и стилистике. «Поэтому мой сад — это как архитектурно-художественная игра» (фото 21).
Иногда нужно позволять себе роскошь — выбираться в такие волшебные места, после которых остается долгое приятное послевкусие.
Автор статьи : Александр Галашин, архитектор и ландшафтный дизайнер, tg:galashin_ arhitektor
Фото : Ирина Пыжикова, Ирина Агафонова, Татьяна Гурьева, Дмитрий Иванов





















Другие записи
Тренды 2023 - Подбираем цвет мойки под интерьер кухни
Какая она, идеальная кухня в 2023 году? В трёх словах — функциональная, эко-логичная и простая.
Подробнее
Волшебный свет
Создаем праздничную атмосферу с помощью уютных светильников, пропитанных новогодним настроением.
Подробнее